Самоуважение, амбиции и ожидания девочек — первые жертвы гендерных стереотипов. Поэтому искоренение клише и связанных с ними моделей поведения должно быть приоритетом для любого общества и начинаться в школах. Некоторые инициативы рекомендуют в качестве первого шага вводить в класс женщин ролевые модели. Читайте дальше на нашем сайте woman-i.ru
С чего начать?
Согласно исследованию, опубликованному журналом Science, девочки начинают чувствовать себя менее умными, чем мальчики, в возрасте шести лет.
16 июня 1963 года, во время разгара борьбы «холодной войны» между Соединенными Штатами и Советским Союзом за покорение космоса, Валентина Терешкова стала первой женщиной-космонавтом. На борту «Восток-6», когда ей было всего 26 лет, «Чайка» — это был ее позывной во время полета — вошла в историю, став символом равенства между мужчинами и женщинами. За 70 часов 50 минут нахождения вдали от Земли она облетела планету 48 раз. Не больше, не меньше. Кто сказал невозможное?
56 лет прошло с момента Терешковой вехи, но даже сегодня, если кто-то читает космонавта, архитектора, инженера или летчика, более чем вероятно, что в его голове он видит человека. Реакция несколько непроизвольна, потому что это общепринятый образ. Кроме того, статистика подтверждает это предположение. В случае пилотов авиакомпаний, например, только 3% пилотов в мире — женщины. Возможно, нам нужно найти причину этого, чтобы исправить это.
Что такое гендерные стереотипы и каковы его последствия?
По данным Управления Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ), гендерный стереотип «представляет собой обобщенное представление или предубеждение относительно атрибутов или характеристик, которыми должны обладать женщины и мужчины, или ролей, которые должны выполняться мужчинами и женщинами». Таким образом, гендерный стереотип вреден, когда он ограничивает способность женщин и мужчин развивать свои личные качества либо профессиональные навыки и принимать решения относительно своей жизни, планов.
Гендерные стереотипы влияют на девочек во всем мире независимо от уровня развития их страны, при этом, поощряются всем обществом, от родителей до учителей. Это один из основных выводов глобального исследования детей раннего возраста ВОЗ / Университета Джона Хопкинса. Хотя некоторые могут посчитать это тривиальным, это имеет очень пагубные последствия для девочек с самого раннего возраста, снижая их стремления, ограничивая возможности карьерного роста.
Согласно статье под названием «Гендерные стереотипы об интеллектуальных способностях, которые возникают рано, влияя на интересы детей», опубликованной журналом Science (2017 г.), девочки начинают чувствовать себя менее умными, чем мальчики, с шести лет. «Ни мальчики, ни девочки не рождаются сексистами, мы, как общество, делаем с ними что-то, чтобы заставить их достичь этой точки».
Следовательно, у этого субъекта огромный социокультурный фон; один, который, например, связывает определенные занятия, одежду, хобби с мужчинами, а другие с женщинами. ЮНЕСКО предупреждает, что женщины недостаточно представлены среди дисциплин STEM (наука, технология, инженерия, математика): только 29% исследователей во всем мире — женщины.
Гендерные стереотипы: откуда они берутся и как влияют на нашу жизнь // Это не Фрейд
Решение — в образовании
Семя стереотипов посеяно образованием, а решение — это образование. Поэтому, как отмечает ЮНЕСКО своим Докладом о глобальном мониторинге образования, поддержка правительств имеет решающее значение. Например, учебные программы, учебники, программы подготовки учителей следует периодически пересматривать, чтобы гарантировать, что гендерные стереотипы не сохраняются, а программы ученичества, учебные пособия, сети или стипендии следует рассматривать для поощрения либо вовлечения женщин во все области STEM.
Во всех школах роль учителей становится важной, когда речь идет о предоставлении качественного, гендерно нейтрального образования, которое способствует благополучию учащихся, уважению профессиональных стандартов. Психологи дают учителям несколько советов о том, как бороться с неравенством внутри и за пределами класса:
Помните о сексизме. Подвергайте сомнению определенные стереотипы, которые мы считаем нормальными, но которые на самом деле являются социальными конструкциями.
Решайте проблему равенства без комплексов. Игнорируйте критику либо давление со стороны третьих лиц при решении вопросов равенства.
Объедините усилия для равного образования. Чем больше людей вовлечено таким видом обучения, тем оно будет более эффективным.
Думайте горизонтально. Укрепляйте детей во всех их предпочтениях, независимо от того, соответствуют ли они тому стереотипу, которого мы ожидаем.
Стереотип мышления — Я должна!
Я никому и ничего не должна. Ни маме, ни мужу, ни грёбаному начальству, ни продавщице из магазина. НИ-КО-МУ.
Я не должна стоять вечером у плиты, если валюсь с ног после работы. Я не должна соглашаться работать сверхурочно, если никто не оценит мои старания. Я не должна звонить, узнавать «как дела», если мой интерес не будет являться искренним. Я не должна молча терпеть откровенное хамство.
Ничего мы никому не должны. «Ну как же, должны! Родителям — за то что вырастили; боссу — за то, что платит деньги; мужу — потому что обеспечивает. А дети.. Хоть им уже за 30, они же ничего не понимают в жизни без моих советов!».
Если мы существуем без понятия «долга», если мы живем без понятия ожидания чего-либо от кого-либо — мы живет полной жизнью. Мы живем свободно.
Мы позволяем другим людям, независимо от степени нашего родства, поступать так, как они считают нужным, не ограничивая их свободу, не затрагивая их границы, не вторгаясь в их жизнь, личный свод законов. Мы просто ничего ни от кого не ждём. Мы живём!
«Почему от меня постоянно чего-то ждут, требуют, а я не имею права заняться тем же?». Заняться чем, использованием чужих ресурсов даром? Можете. Только вставая на этот эгоистичный путь взаимодействия с другими людьми, вы затягиваете себя в игру «ты — мне, я — тебе». Чем больше кто-то отдаёт вам, тем больше имеет права требовать в ответ, манипулируя вашим чувством вины («Ну он же помог мне»), и синдромом Спасителя, за которым стоит низкий уровень самоценности, реализации самого себя («Как же я ее брошу?»).
Посмотрите на что мы обрекаем себя, накладывая на других ожидания — на разочарование. Разочарование человеком, что тот не оправдал ваших ожиданий. А почему, собственно, он должен был этим заниматься? Почему кто-то другой должен поступать так, как хочется именно вам?
Те, кто ждет выполнения от других «долга»:
- Перед власть имущими начинают вести себя заискивающим образом, имея на бессознательном уровне потребность получить подтверждение значимости от той ячейки общества, чей материальный достаток выше;
- Обладают неосознанной неуверенностью в себе, умело прикрытой завышенной самооценкой; чувством бесполезности; неудовлетворенностью образом жизни, уровнем материальных благ;
- Часто используют личные возможности, ресурсы не по своему предназначению (например, выполняя нелюбимую но достаточно оплачиваемую работу, где не ценят его вклад в общее дело), как следствие — глубокая потребность общественного уважения, признания;
- Не принимают либо слабо понимают других людей (возможно полное отсутствие эмпатии, сопереживания к чужим трудностям);
- Имеют неосознанное желание власти, управления другими людьми, как следствие подавления во время детства.
Такие люди, как правило, живут по следующим понятиям:
- «Никто не имеет права обращаться со мной недоброжелательным образом, если я не позволяю иное»;
- «Мои проблемы, переживания сложнее, порой тяжелее, чем у других»;
- «Сочувствие? Не слышал»;
- «Власть, деньги, престиж — ключевые факторы, определяющие личность моего собеседника»;
- Понятие долга уже тяготит, правда?
Вот несколько простых истин, которые могут помочь вам размышлять об этом чуточку по-другому, если находитесь среди круговорота «я должен»/ «мне должны»:
- Мы автоматически обрекаем себя на позицию враждебности по отношению к внешнему миру
Кассирша кинула сдачу в лоток. Водитель не пропустил в потоке. Муж недостаточно оценил кулинарные навыки. Подруга без энтузиазма откликнулась на добрые вести. Тыча пальцем на чужие косяки, мы не только не видим своих, мы воздвигаем себя на невидимый пьедестал социального подиума, мол, «я такой, поступать со мной вы должны только так, никак иначе». На мой взгляд, такое отношение является явным пренебрежением свободой, интересами других людей;
- Мы делаем из себя жертву, нам это выгодно:
«Ну как же, я же должна наварить обед из пяти блюд, убрать квартиру, сходить на работу с температурой 39`C. Иначе меня никто не будет любить, рухнет целый мир». Знакомо? Моя мама мне часто говорила в детстве: «Не будешь убирать за собой — никто тебя такую замуж не возьмёт», словно меня можно любить только за навыки уборочного комбайна. Я выросла, ненавижу грязь, всё жду, пока муж будет ценить мои ежедневные навыки педантизма, чистоты, периодически играя роль «того-кто-ждёт-исполнения-долга» за старания в быту. Кому от этого лучше?
- Мы непродуктивно растрачиваем ресурсы
Вместо того, чтобы заняться наполнением души, мы выбираем опустошение. Готовим то, что «должны», а не то, что нравится. Делаем не то, что велит сердце, а то, что одобрят родственники, окружение. Идём на поводу у большинства, а не у себя самого.
Существуют такие обстоятельства, где невозможно избежать выполнения долга. Уход за больным родственником, ежедневная рутинная работа, или действия, вызывающие в вас чувство брезгливости, отторжения — никто от этого не застрахован. Есть единственное средство, использовав которое перестанете относиться к происходящему, как к чему — то невыносимому. Нужно просто эти обстоятельства полюбить. Примите это.
- Найдите среди этого часть вашего духовного роста, обратитесь к Вере;
- Подумайте, кто может помочь вам или разделить всю тяжесть ваших обязанностей;
- Поразмышляйте, какую пользу либо выгоду можете для себя вынести из этих обстоятельств. Помните, в вашем пространстве существование подобного не просто так.
Избавляйтесь от привычки чего-то ожидать от других людей. Перестаньте выполнять медвежьи услуги, ожидая что вас погладят по голове. Инициатива имеет инициатора, помните? Если чего-то очень хочется, то делайте это от сердца, от души, не ожидая ничего взамен. Согласитесь, намного приятнее знать, что помогли с чистым сердцем, а не с похабной мыслью «Скотина, я на него целый вечер потратила, а он..!». Учитесь бескорыстию.
Вы должны только одному — единственному человеку, это — вы сами. Вы должны быть счастливыми, наполненными. Если будете такими, то сполна обзаведётесь теплом, заботой для близких вам людей.
Смысл «быть обязанным» автоматически теряет свою значимость, когда «Я должен» становится «Я хочу».
Когда я делаю что-то через «Я хочу», в пространстве начинает открываться поток некой созидательной энергии, которую окружающие не могут не заметить. Я щедро делюсь частью этой энергии с близкими. С людьми рядом. Я вкладываю в совершаемое действие всю свою любовь, самоотдачу. Все своё желание позаботиться о ком — то, помимо меня самой.
Важно помнить о себе, вытаскивать, тормошить из тёплого болотца. Написать на листочке ярким маркером свои «Я хочу», повесить на видное место. Каждый раз, проходя мимо написанных слов, напоминать себе о том, что только счастливой вы нужны другим, никак иначе.
Напоследок
Женские ролевые модели для предотвращения дискриминации
Можно ли стереть эти стереотипы из головы? Организация Inspiring Girls, которая была основана в Великобритании и уже представлена в девяти других странах, утверждает, что это так. Её цель — повысить самооценку, профессиональные амбиции, рабочие ожидания девочек школьного возраста, помогая им осознать широкий спектр существующих профессий без того факта, что они являются женщинами, налагающими на них какие-либо ограничения.
Как они это делают? Организуя семинары для девочек с работающими женскими образцами для подражания. Волонтеры-женщины предлагают свое время пойти в школы, объясняя молодым людям свою работу: чем они увлечены в своей работе либо с какими препятствиями они столкнулись в процессе своего карьерного роста. Короче говоря, цель — продемонстрировать женские образцы для подражания, которые могут стать источником вдохновения для женщин завтрашнего дня.