Человек в течение всей жизни проходит ряд возрастных кризисов. Они являются переломными этапами психического и физического развития при переходе из одной жизненной стадии в другую. Кризис направлен на переосмысление жизненных устоев.
Его результат – приобретение личностью чего-то нового. Дети не составляют исключений. Пережив кризис новорожденности и привыкнув к имеющимся условиям, они к трем годам сталкиваются с определенными трудностями, заставляющими их взрослеть, а родителей призывают к терпеливости и оказанию помощи в поиске выхода из кризиса. Читайте дальше на нашем сайте woman-i.ru
Характеристика кризиса самости
Этот жизненный этап наступает в 2,5–3,5 года. Его продолжительность зависит от благоприятности окружающих условий. Если они положительны, и ребенок чувствует родительское тепло, понимание, заботу, то кризис продлится от двух до нескольких месяцев. В противоположном случае он может затянуться на год и более.
Основная задача кризиса психического развития детей-трехлеток заключается в том, чтобы ребенок отделился от матери, стал проявлять свою самость, осознавать себя как личность. Отсюда и второе название кризиса – «Я сам!».
В данном возрасте в сознании ребенка возникает рассогласование между тем, что он хочет и, что может сделать самостоятельно, без помощи взрослого.
Здесь ломаются и перестраиваются устоявшиеся социальные отношения. Малыш как бы поднимает от земли глаза, оглядывается, перед ним «рассеивается туман», он видит и понимает, что мир гораздо шире, чем был раньше.
Какие возрастные кризисы в психологическом развитии существуют у ребенка от 0 до 17. Советы психолога родителям, как сгладить переходные периоды
Первыми признаками вступления маленького человека в этот сложный период выступают капризы, выражающие нежелание подчиняться взрослому, отказы от предложений в помощи, яркие эмоционально негативно-окрашенные попытки получения желаемого любыми способами.
Все отрицательные проявления направлены на наиболее близких людей, поэтому именно на них возлагается ответственность за адекватную поддержку и скорость выхода из кризиса.
Временные рамки данного жизненного этапа и интенсивность негативных проявлений зависят от
- темперамента малыша;
- стиля воспитания. Чем он мягче, тем незаметней проходит кризис;
- взаимоотношений с матерью. Близкие отношения позволяют спокойно, без большого количества ярких всплесков поведения, преодолевать этот период;
- периода адаптации в детском саду;
- появления младших детей в семье.
- «Семизвездие симптомов».
В психологии выделяют 7 основных признаков, которые дают возможность понять, что малыш точно переживает кризис самости.
Негативизм
Проявляется в случае отказов от желаемого, если предложение последовало от взрослых, а не от самого ребенка. Это сиюминутная реакция не на просьбу, а на конкретного родителя. Например, мама предлагает ребенку съесть обед, а он от него отказывается, хотя уже проголодался. Выход: не стоит заставлять кроху что-то сделать именно в данный момент, можно повторить просьбу через некоторое время, или сделать «просителем» другого человека;
Строптивость
Негативное поведение направлено на привычные, происходящие каждый день ситуации, режим дня. Часто бывает, когда в семье нет единого подхода к воспитанию детей, каждый родитель действует на свое усмотрение. Например, ребенок знает, что если мама запретила есть шоколадку до ужина, то бабушка никогда не откажет ему и нарушит мамин запрет.
Выход: нужно отвлечь малыша от просьбы взрослого другим интересным для него занятием. Через некоторое время кроха сам вернется к озвученной просьбе и выполнит ее;
Упрямство
Если в первых двух случаях ребенок проявляет отрицательные реакции на конкретного человека или жизненно устоявшуюся ситуацию, то тут он отказывается выполнять конкретную просьбу, т.к. уже озвучил свой ответ. Выход: подождать пока малыш захочет сделать то, о чем просят.
Деспотизм
Стремление манипулировать родителями, приобрести власть над ними. Выход: дать ребенку возможность понять, что его «приказы» выполняться не будут, а достичь желаемого он может и мирными путями;
Обесценивание
Проявляется в грубости и безразличном отношении к значимым взрослым и ко всему другому, что было важным. Выход: переключение внимания на другое занятие или игрушку, просмотр мультфильмов, проигрывание сюжетных ситуаций, чтение книг о культуре общения.
Своеволие
Игнорирование слова «нельзя», стремление к наибольшей независимости и самостоятельности. Такое поведение может представлять опасность для ребенка, например, когда он пытается сам включать электрические приборы. Выход: дать ребенку больше свободы в выборе, поступках, действиях, однако необходимы строгие запреты в ситуациях опасных для малыша или других людей;
Бунт
Выступает как реакция протеста (истерика, гнев, другие негативные проявления) на давление взрослых, требующих что-то делать или не делать. Выход: прислушиваться к мнению ребенка, оно может быть объективным; не изменять решения, если ситуация опасна для жизни малыша; не допускать стрессовых ситуаций, т.к. они могут приводить к аутоагрессии, если нет выхода отрицательным эмоциям.
Рекомендации родителям
Взрослым нужно осознать, что кризис трехлетнего возраста переживает абсолютно каждый ребенок, это необходимая ступенька, для перехода на следующий этап развития детей. Он важен тем, что начинают формироваться такие важные качества человека как самооценка и личность.
Для коррекции отрицательных эмоций и нежелательного детского поведения родителям необходимо пересмотреть свое поведение, стать более внимательными, спокойными, терпеливыми, сдержанными, научиться не срываться, самим не показывать примеры негативных проявлений. Дети, подобны губкам, впитывают и копируют все, что видят вокруг.
В работе с малышами нужно давать больше положительных оценок их действиям; способствовать самостоятельности, так они станут сами накапливать свой жизненный опыт, основываясь на методе проб и ошибок, научатся делать выводы. Запреты следует вводить только на жизненно опасные показатели, на социальные нормы, которые требуют строгого соблюдения и выполнения.
Чтобы свести к минимуму истерики детей необходимо заранее озвучивать то, как себя нужно вести в определенных ситуациях, договариваться об адекватной эмоциональной реакции, проигрывать различные действия.
Зная признаки кризиса трех лет, понимая его результаты, выполняя рекомендации, родители могут и не увидеть яркого «семизвездия» реакций, а заметят лишь новое в личности своего малыша: он станет о себе говорить «Я», появятся настойчивость, самооценка, волевые качества.